Диаметр диска (A), дюйм — диаметр кольцевой части обода, на которую опирается шина.
Ширина обода (Б), дюйм — расстояние между внутренними поверхностями бортовых закраин колеса. Определяет возможную ширину профиля устанавливаемой шины.
Хамп — кольцевой выступ, служит для дополнительной фиксации при монтаже бескамерной резины.
Диаметр центрального отверстия (DIA), мм — измеряется со стороны привалочной плоскости. Он должен соответствовать диаметру посадочного цилиндра на ступице автомобиля. Особенно это важно для стальных дисков. Многие производители легкосплавных дисков делают DIA большего диаметра, а для центровки на ступице используют переходные кольца.
Вылет колеса (ЕТ), мм — расстояние от привалочной плоскости колеса (прилегающей к ступице) до плоскости, проходящей через середину посадочной ширины обода. Для каждого автомобиля изготовителем предусматривается перечень допустимых вариантов замены колес. Ему соответствует диапазон отклонений от штатного вылета (поле допусков), в пределах которого изменения характеристик подвески не¬значительны. Как правило, отклонение вылета ±5 мм несущественно. Бывает как «положительный», так и «отрицательный» вылет, последний встречается в основном у внедорожников.
PCD (Pitch Circle Diameter) — диаметр центров крепежных отверстий. Отверстия крепления колеса располагаются на различных диаметрах с жестким позиционным допуском, по отношению к центральному отверстию.
Для определения PCD надо измерить расстояние N (между центрами соседних отверстий) и умножить на соответствующий коэффициент:
Посадочная
ширина обода
Посадочный диаметр.
Должен точно
соответствовать
посадочному диаметру
используемой шины.
Вылет — расстояние от привалочной плоскости
колеса (прилегающей к ступице) до плоскости, проходящей через середину посадочной ширины обода
(измеряется в мм).
Количество крепежных отверстий.
На легковых автомобилях может быть
от трех до шести отверстий.
Закодированная информация о
конструктивных особенностях
бортовых закраин обода (углы
наклона, радиусы, закругления
и т.п.)
В зависимости от конкретной
конструкции может быть написано
JJ, JK, K или L.
В большинстве случаев не влияет
на возможность применения
какого-либо вида шин.
Закодированная информация о форме кольцевых выступов (хампов) на полках обода, которые
удерживают бескамерную шину от соскакивания с диска.
Конструкции хампов:
— простой хамп H (Hump),
— двойной H2,
— плоский FH (Flat Hump),
— ассиметричный AH (Asymmetric Hump),
— комбинированный CH (Combi Hump).
Иногда обходятся и без хампов — на ободе делают специальную полку SL (Special Ledge), параметры которой выверены так,
что шина надежно держится ни за что, кроме закраины обода,
не «цепляясь».
PCD — диаметр окружности центров крепежных отверстий.
Эта величина должна точно соответствовать штатной, иначе невозможно добиться
надежной фиксации колеса на ступице.
DIA — диаметр
центрального отверстия
должен соответствовать (с
минимальным зазором)
диаметру центрирующего
выступа на ступице
автомобиля (измеряется в
мм).
Допускается отклонение его
величины в большую
сторону. В этом случае для
установки колеса
используют переходные
центровочные кольца.
На диске также должно быть указано:
— товарный знак или наименование производителя;
— дата изготовления (обычно год и неделя). Например, 0598 означает, что диск выпущен в 5-ю неделю 1998 года;
— клеймо контролирующего органа (буквенно-цифровой индекс или изображение — птичка, цветочек и т.д.
На литых дисках помимо клейма ОТК ставят еще и клеймо рентгенконтроля, которое свидетельствует о том, что
диск не имеет внутренних дефектов — литьевых раковин;
— клеймо национального ГОССТАНДАРТА;
— предельная весовая нагрузка на диск (MAX LOAD) в килограммах или фунтах.
На диске может быть указано:
— предельное давление в шинах, на которое диск рассчитан. Например, MAX PSI 50 COLD означает, что давление
в шине не должно превышать 50 футов на квадратный дюйм (3,5 кгс/кв.см)и измерять давление следует в
холодной шине (Cold). MAX PSI указывают только американцы;
— способ производства, если диск кованый (FORGED).